12.1 C
Нью-Йорк
Вторник, 16 апреля, 2024

Разместить новость

spot_img

Уголь уходит из Тамани

Конфликт между угольными компаниями и терминалом ОТЭКО в Тамани разрастается: по данным “Ъ”, крупнейшие экспортеры отказались от перевалки в феврале, ссылаясь на высокий тариф. В ОТЭКО заявляют обратное, говоря, что на февраль подано заявок на перевалку 4 млн тонн угля. По данным Kpler, в конце января и начале февраля морские отгрузки угля из Тамани прекратились. Угольщики настаивают на снижении тарифа из-за падения цен на уголь, при этом ряд игроков согласны на рост тарифа при улучшении конъюнктуры рынка.

Угольные компании снимают февральские заявки на перевалку угля через терминал ОТЭКО в Тамани из-за слишком высоких тарифов на перевалку, сообщили “Ъ” три источника в отрасли. В 2023 году Тамань стала четвертым по отгрузке угля российским портом после Усть-Луги, порта Восточный и Ванино. Однако, по данным Kpler, за период с 22 января по 4 февраля из Тамани не ушло ни одного балкера с углем.

ОТЭКО — оператор двух морских терминалов в Тамани, навалочного и наливного. Компания называет себя крупнейшим частным инвестором в портово-промышленную инфраструктуру юга РФ. Владельцем группы выступает Мишель Литвак. По данным NEFT Research, крупными клиентами терминала ОТЭКО в 2023 году были «СДС-Уголь», «Сибантрацит», «Кузбассразрезуголь», СУЭК, «Стройсервис», «ТалТЭК», «Распадская».

В «Распадской» официально подтвердили “Ъ”, что не будут в феврале производить отгрузки через ОТЭКО. Также, по данным “Ъ”, отгрузки не производят «Сибантрацит», «Кузбассразрезуголь» и СУЭК. Один из источников “Ъ” среди угольных компаний утверждает, что на февраль на перевалку в Тамани не заявилось ни одной компании.

В пресс-службе ОТЭКО это отрицают: «На период выставления заявок в информационной системе РЖД ЭТРАН было подано обращений на перевалку более 4 млн тонн угля через порт Тамань. Сейчас мы ведем с грузовладельцами переговоры об условиях оказания услуг. Сама перевалка на терминале идет, несмотря на начавшуюся программу модернизации».

Угольные компании недовольны уровнем тарифов ОТЭКО, который, по словам собеседников “Ъ”, делает отгрузки убыточными.

«Размер ставки перевалки значительно выше называемых терминалом $24,5 за тонну. $24,5 за тонну — это базовая ставка, предложенная на самый дешевый энергетический уголь. В контрактах ОТЭКО скрыты различные повышающие коэффициенты и штрафы, а с учетом постоянных простоев флота при погрузке и повышенной «военной» страховки итоговая стоимость перевалки повышается на $10–20. На более дорогие марки углей базовая ставка начинается от $38 за тонну и в итоге превышает $42 за тонну»,— отмечает источник “Ъ” на угольном рынке. Угольные компании, по его словам, хотели бы встретиться с владельцем ОТЭКО Мишелем Литваком и обсудить тарифы при участии правительства.

Другой источник “Ъ” в одной из крупнейших угольных компаний говорит, что снять заявку на февраль было решено после того, как не удалось согласовать эффективную ставку перевалки. «Это исключительно вопрос экономики. На наш взгляд, в условиях отрицательной динамики на мировом угольном рынке Тамань неконкурентна с другими терминалами по размеру предлагаемой ставки за перевалку»,— замечает он. По его словам, компания делала официальное предложение по пересмотру ставки, но официального ответа от ОТЭКО не поступило.

Некоторые угольные компании при этом готовы поделиться с терминалом экспортной маржой, но при условии ее наличия.

«Мы готовы платить более высокую ставку при росте рынка угля, но при коррекции ожидаем соответствующее снижение»,— говорит собеседник “Ъ”. По его словам, сейчас при расчете ставки перевалки ОТЭКО используются индексы, «не имеющие отношения к российскому углю». «По нашим данным, расчетная ставка перевалки в феврале с учетом формулы Тамани не отличается от ставки в январе и почти соответствует уровню декабря, хотя за это время рынок существенно скорректировался»,— отметил он.

Как угольные компании добивались скидок от терминала в Тамани

Если угольные компании должны ориентироваться на оперативные тренды (цена, дисконты на российский уголь, ситуация в странах-покупателях), то для обеспечения окупаемости инвестиций в строительство терминалов необходимо долгосрочное понимание доходов и расходов, комментирует глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Возможно, считает он, в рамках договора ship-or-pay некую составляющую тарифа на перевалку можно привязать к ценам на уголь, но только небольшую часть.

Евгений Зайнуллин, Дмитрий Козлов

Источник

Related Articles

Stay Connected

0ЧитателиЧитать
0ПодписчикиПодписаться
- Advertisement -spot_img

Latest Articles